ФИЛЬМ ВТОРОЙ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ «ВОЕННО-МОРСКОЙ МУЗЕЙ»

МУЗЕЙНО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ДОРОГА ЖИЗНИ»

Центральный военно-морской музей - один из старейших музеев России и один из крупнейших морских музеев мира. Он берет свое начало от Санкт-Петербургской Модель-камеры - хранилища кораблестроительных моделей и чертежей, впервые упомянутой в письме Петра I 13 (24) января 1709 г. Модель-камера располагалась в Главном Адмиралтействе, где строились корабли Балтийского флота.

В 1805 г. был создан «Морской музеум», основой которого стали коллекции Модель-камеры. К концу XIX в. Морской музей стал значительным российским культурным и научным центром, приобрел известность во всем мире.

В 1908 г., перед торжественным празднованием 200-летия музея, ему было присвоено имя основателя - Петра Великого. Сменив ряд наименований, он стал в 1924 г. Центральным военно-морским музеем. В августе 1939 г. Центральному военно-морскому музею было передано одно из красивейших строений Ленинграда - здание Биржи. В феврале 1941 г. открылась экспозиция в новых залах, но через четыре месяца началась Великая Отечественная война. Наиболее ценные экспонаты были эвакуированы в Ульяновск. В июле 1946 г. вернувшийся из эвакуации музей вновь открыл свои двери для посетителей.

После войны начинается создание филиалов Центрального военно-морского музея.

В 1956 г. открывается филиал на крейсере «Аврора» - первый в нашей стране корабль-музей.

В 1972 г. в поселке Осиновец на берегу Ладожского озера был открыт филиал «Дорога жизни».

В 1980 г. в здании Кронштадтского Морского собора начал работу филиал «Кронштадтская крепость». Работы по созданию филиала на одной из первых подводных лодок советской постройки - Д-2 «Народоволец» - завершились открытием в 1994 г. мемориального комплекса, который стал первой в нашей стране полностью музеефицированной подводной лодкой.

Работа по пропаганде истории флота получила высокую оценку - в 1975 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Центральный военно-морской музей был награжден орденом Красной Звезды.

За три века своего существования музей собрал огромное количество ценнейших музейных предметов, отражающих важнейшие события истории флота. В фондах музея их хранится более 700000, в том числе свыше 13000 предметов корабельной техники, более 11000 единиц холодного и огнестрельного оружия, свыше 62000 произведений изобразительного искусства, более 56 000 предметов формы одежды, наград и знаков, флагов и знамен, свыше 44000 документов и рукописей, около 300000 фотографий и негативов, сотни тысяч листов чертежей.

В 2012 г. существующие филиалы ЦВММ получили статус структурных подразделений музея. К ним добавились Музей Балтийского флота (г. Балтийск) и Корабль боевой славы «Михаил Кутузов» (г. Новороссийск).

В апреле 2013 г. был завершен перевод коллекции ЦВММ в отреставрированный комплекс Крюковских (Морских) казарм. В этом же году начали работать выставочный комплекс из шести залов, экспозиция в атриуме и первая очередь основной экспозиции в составе 6 залов. Ко Дню Военно-Морского Флота, 27 июля 2014 г., была полностью открыта для посещения экспозиция в составе 19 залов.

«Дорога жизни» - это единственный путь, соединявший осажденный Ленинград с Большой землей. В дни жестокой блокады по «Дороге жизни» Ленинград снабжался продовольствием, топливом и боеприпасами. По ней вывозили раненых, больных ленинградцев и привозили пополнение сражающимся войскам. В первой половине ноября 1941 года поверхность озера покрылась льдом, после чего связь блокированного города с «большой землёй» была восстановлена с помощью ледовой дороги. Дорога жизни проходила по льду Ладожского озера между Осиновцом и Кобоной, на расстоянии 20-25 км от берега, занятого противником. «Дорога жизни» действовала с 22 ноября 1941 г. до окончательного снятия блокады в январе 1944 г. Первая навигация на Ладожском озере началась 12 сентября 1941г. В первую блокадную зиму ледовая дорога работала 152 дня. С 19 декабря 1942г. возобновила работу автомобильная дорога по льду Ладожского озера, которая действовала до 30 марта 1943г. (101 день). Из города было вывезено около 540 тыс. человек. В навигацию 1942г. была завершена массовая эвакуация населения Ленинграда.